Маски Шумерских Богов Древняя цивилизация Шумеров по прошествии тысячелетий говорит с нами посредством своих артефактов. Перед нами открываются все новые и новые потрясающие факты. В число таких артефактов входят и маски Древней Шумерской цивилизации. ВАРКА (возраст 5 000 лет) - Это маска Богини «Инанны» (Иштар)
из Урука. «Инанна» (аккад. Иштар) — в шумерской
мифологии и религии — центральное женское божество. Первоначально «Инанна» считалась покровительницей
продовольствия, была символом обильных урожаев. При неизвестных обстоятельствах культ этой богини вытеснил в
Уруке культ главного бога Шумерского
пантеона - «Ана» (небо - мужское начало).
Заняв место бога «Ан», «Инанна» одновременно выполняла функции
и богини победы, и богини урожая, и богини правосудия, являлась
покровительницей семейной жизни и т. д. Инанна считалась дочерью бога Луны «Нанна», хотя некоторые мифы называют Инанну дочерью Ана. Согласно мифам об Энмеркаре, первоначально Инанна была богиней
города Аратты, однако позднее её благосклонностью стал пользоваться
соперничавший с Араттой город Урук. У «Инанны» был
собственный символ, смысл которого до сих пор не разгадан (возможно, это шест,
стоящий у дверей священного загона и символизирующий обряд священного брака
между Инанной и Думузи (легендарный Шумерский царь
допотопного периода, правивший якобы 36000 лет), который чаще всего изображался
с бараньей головой)
Хумбаба (новоассирийское
– «Кумбаба», «Humbaba»; шумерское, старовавилонское, хурритское, хеттское – «Хувава»).
В шумеро-аккадской
мифологии чудовище, страж кедрового леса (в горах Ливана), приставленный богом «Энлилем» охранять
кедровую рощу от посягательств всевозможных браконьеров. По некоторым
сведениям, он стал самым первым энтом (от англо-саксонского
слова - ent, означающего "великан"), а бесчисленные руки «Хумбабы» превратились в ветки. Для
порядка ему выдали, конечно, оружие — убийственные лучи света. В шумерском сказании о Гильгамеше и Xумбабе
("Гильгамеш и гора бессмертных") и в аккадском эпосе о Гильгамеше
герои с помощью волшебства убивают «Xумбабу», за что «Энкиду» (от шумерского
«владыка, создавший землю», шумеро-аккадской мифологии - герой, соратник и друг
«Гильгамеша», его побратим, созданный богиней «Аруру» по просьбе богов как
соперник Гильгамеша) несёт наказание: разгневанные боги посылают ему болезнь и
смерть. В шумерском сказании «Xумбаба» называет "гору Хуррум" своим отцом и матерью (не исключено, что название
горы, как и имя самого Xумбабы, связано с воспоминаниями о первых знакомствах
Вавилонян с Хурритами в конце 3-го тыс. до н.э.). «Xумбаба» представлялся в виде многоногого и многорукого
существа, а также окружённым магическими лучами сияния. Как дух дерева он
мыслился в виде дерева (в шумерском сказании спутники Гильгамеша рубят деревья
и одновременно сучья-руки самого «Xумбабы»). "Энкиду
секирой свалил один из кедров. "Кто вошел в лес и срубил кедр?" —
спросил его мощный голос. Тут герои увидали, что приближается Кумбаба. У него
были когти льва, тело его было покрыто твердой бронзовой чешуей, ноги у него
были, как у грифа, с такими же когтями, на лбу росли турьи рога, хвост и орган
размножения рода оканчивались змеиной головой..." "...голос его —
ураган, уст его — пламя, его дыхание несет гибель, удар его смертелен..." Источник: Эпос о Гильгамеше, шумерские и аккадские мифы Интересен факт - В культуре Удэгейцев использовалась Шаманская маска – «Хамбаба» (с Удэгейского «хозяин тайги») Саргон Аккадский. На службе у царя
Киша (убитого впоследствии в ходе завоеваний Лугальзагеси – царя «Урука»)
находился мелкий придворный, по происхождению аккадец-простолюдин. Ему суждено
было стать одним из величайших создателей империи на Древнем Востоке. По
позднейшему преданию, он был подкидышем: мать пустила его, новорожденного, по
Евфрату в тростниковой корзинке, младенца подобрали и воспитали при кишском
дворе. После разгрома Киша войсками Лугальзагеси этот придворный возглавил
часть кишцев и укрылся в лежащем в области Киша небольшом городке Аккаде. Здесь
он объявил себя царем под именем «Шаррум-кен» (по-аккадски
«Истинный царь», в традиционной современной передаче – Саргон; 2316–2261
гг. до н. э.). Саргон властвовал,
опираясь на всех, кто готов был ему служить, и руководствовался принципом
неограниченного командования, как почти все подобные предводители. К нему
стекались рядовые жители Шумера, увидев перспективу быстрого возвышения, в
которой им отказывало традиционное аристократическое общество. На службе нового
царя они рассчитывали обогатиться, выдвинуться и свести счеты с обидчиками,
прежде всего со старой знатью. Саргон создал массовую
легковооруженную «народную» армию, включавшую мобильные отряды лучников,
которые имели большие преимущества перед немногочисленной и неповоротливой
тяжелой пехотой шумерских правителей, состоявшей из их боевых слуг. Властная
верхушка царства Саргона была
построена как военно-служилая пирамида под единоличной неограниченной властью
царя. Опираясь на эту массовую армию, Саргон и совершил свои завоевания. «Саргон, царь Аккаде, машким Инанны, царь Киша,
гуда-жрец Ана, царь Страны, великий энси Энлиля, разорил город Урук, разрушил
его стены; бился с мужами Урука, покорил их; бился с Лугальзагеси, царём Урука,
взял его в плен [и] доставил его в шейных колодках к воротам Энлиля. Саргон, царь Аккада, бился с
мужами Ура, покорил их, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены;
разорил Э-Нинмар, разрушил его стены, разорил его территорию от Лагаша до моря,
омыл своё оружие в море; дрался с мужами Уммы, покорил их, разорил их город [и]
разрушил его стены. Саргону, царю Страны, Энлиль
не дал равных; [действительно] Энлиль
даровал ему всю территорию от моря наверху до моря внизу. Аккадцы (дословно
«сыны Аккаде») получили энство [повсюду] от нижнего моря и выше. Мужи Мари [и]
мужи Элама служили Саргону, царю Страны [как своему господину]. Саргон, царь Страны, восстановил Киш [и] дал этот город им [людям Киша], в
качестве места жительства. Кто когда-либо разрушит эту надпись — пусть Уту выбьет [из-под]
него основу; пусть лишит его семени». —
надпись на табличке
|