Маски Африки –
значение цвета. Со времен появления языка Луганда (или
Ганда – язык семьи «Банту». Появление племен «Банту» на территории Уганды
датируется примерно первой половиной I тысячелетия н. э.) в нем
существовали обозначения только трех цветов: красного, белого и черного. Другие
обозначались и назывались по ассоциации с окружающим миром. Так, если нужно
было указать зеленый цвет, говорили: «Он такой же, как лист дерева». В
древности африканцы использовали эти три цвета для символической классификации
предметов и явлений известного им мира. Черный был цветом скверны, болезней,
цветом зла. Белый считался цветом чистоты и, признаком
всего божественного и сверхъестественного. Жертвы, приносимые богам,
обязательно должны были быть белого цвета. Шаманы и иные служители культов в
дополнение к двум кускам материи из луба, перекинутым через оба плеча,
прикрепляли к талии девять шкур белых козлов. Маски умерших часто окрашивались в белый цвет - Красный же цвет, символизировал
красоту. Но еще он считался и символом кровного братства. В Буганде (традиционное
королевство в Уганде) этот ритуал происходил так: будущие
братья делали надрезы на животе, смазывали кровью друг друга кофейные зерна и
съедали их. Черный, белый и
красный цвета считались основными не только у народов Буганды. Они преобладали
в традиционном искусстве всех Африканских народов южнее Сахары. Значение каждого из этих
цветов и его толкование могли отличаться у различных этнических групп. Например, в Национальном музее
африканского искусства в Вашингтоне (4th
Street & Independence Ave, S.W.,тел.202633—1000;www.nmi.si.edu) есть две вроде бы похожие маски –
«Игбо» (Нигерия) и «Пенде» (Заир).
Одна часть маски белая, другая черная. Маска «Игбо» (фото левое) символизирует
двойственность Добра и Зла (или красоты и уродства). Маска «Пенде» (фото правое) представляет на
ритуальных церемониях человека, в которого вселился злой дух - человек упал в
огонь и обжег одну сторону лица. Существует и другое толкование двухцветности
маски, которое связанно с представлениями Пенде (народ на юго-востоке Заира) о причинах болезней
людей. Точно так же, когда цвета появляются в
различных комбинациях, их значение может быть разным. Среди народов Западной
Африки Маски, раскрашенные в красное,
черное и белое, часто принадлежали тайным мужским обществам, они появлялись на
ритуальных церемониях по случаю обрядов инициации, погребения и связанных с
сельскохозяйственными праздниками. Красно-черно-белые маски в форме диска с
рогами - народности Бауле, живущей в Koт-д 'Ивуаре, называет «кпле-кпле». Эти маски надеваются во
время танца «Голи», который посвящен урожаю, или же по случаю смерти вождя племени.
В этих масках красный и черный цвета преобладают, а белым лишь обведены глаза.
В Центральной Африке можно встретить маски, где преобладает красный цвет, а белым и черным изображают ритуальные рубцы и
шрамы на лице. Такие маски так же участвуют в церемониях инициации, погребения
и изгнания злых духов. У
заирских Тетела ( народ Демократической Республики Конго) очень важное место в ритуалах занимает
маска красного цвета с черно - белыми квадратами, ромбами и треугольниками.
Красный цвет у Заирской народности Бакуба
преимущественно использовался в обрядах погребения. У народов Мадагаскара
красный цвет ассоциируется с плодородием. У Нигерийских Ибибио (Юго-Восток Нигерии, между дельтой р. Нигер и
нигерийско-камерунской границей)
красный и розовый цвета преобладали во время обрядов инициации. Впрочем, маска или статуэтка несёт в
себе религиозное содержание только в сочетании с другими аксессуарами ритуала
или же священного храма. Например, ритуальный костюм «Сатимбе», который
Малийские догоны надевают во время церемонии погребения, состоит из резной деревянной
маски (левое фото), увенчанной черной женской фигурой, соломенной накидки и юбки с красными узорами,
украшений из ракушек каури на груди и плечах (правое фото).
Костюм символизирует сложный миф Догонов о происхождении
смерти: женщина, изображенная на маске, нашла однажды залитый кровью передник
Земли, что привело к появлению смерти среди людей.
|