Маски народов Севера

Маски народов Севера
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Изготовление масок

Маски народов Севера

 

 

   Маски народов Севера

       Для народов Севера «маски» имели ритуальное значение. Они надевались участниками шаманских, промысловых, праздничных, а также иных обрядов и несли в себе идею преображения человека в иное существо – животное, духа, предка. Маски  передавали определенное состояние участвующего в обряде человека. Об использовании народами Сибири масок  упоминается во 2-м 1-м тыс. до н.э.

  Наиболее древними считаются маски, которые использовались для обрядов.  И от них, скорее всего, ведут свое происхождение «шаманские маски», которые выделяются в отдельную группу.

Изготовление масок было прерогативой мужчин и специальных мастеров. Маски выполнялись из самых различных материалов: из дерева, бересты, красной меди, кожи, сукна, рогов и меха и прочих материалов   

Для отдельных частей нередко использовались разные материалы. Часто в деревянных масках в прорезанные отверстия вставляли глаза из кусочков кости или бусин. Аналогичным способом делались и зубы – деревянные или костяные (маски эскимосов). Волосами служила кожа с медвежьим, козьим мехом, усы и борода – пучки шерсти.

   Ханты и Манси во время «медвежьего праздника» использовали берестяные маски с  длинным носом, а к некоторым пришивали кусочки меха – в качестве бороды и усов.

У Ненцев большеземельской тундры антропоморфные маски делали из сукна. Такие маски  употребляли  шаманы  во  время  камланий.  Надевая маску шаман  преображался  в  своего  духа-покровителя.

Весьма разнообразны Эвенкийские маски из кожи, а так же из дерева, которые  раскрашивали, к ним прикрепляли длинную бороду, к некоторым маскам приторачивали  тесемки, ремешки для удержания их на голове (иногда маски присоединялись к головному убору). В XIX–XX вв. у Эвенков появились кованые железные и жестяные Маски. Антропоморфные «маски-личины» у Эвенков использовали лишь шаманы.

На фото «Маска-личина». Дерево. Буряты. XIX в. Маска изображает легендарного шамана по имени Борто, считавшегося великим шаманом бурят и покровителем одного из их родов. Её хранили как сильного помощника в домах и регулярно "кормили" жирным мясом.

Такие маски исполнялись достаточно грубо и на вид были очень  ужасны.  Маски-личины должны были внушать страх и изображали духа, вселившегося в шамана. Обычай камлать в масках у Эвенков исчез, скорее всего, к середине XIX в., но маски сохраняли значение священного предмета культа. Таким образом их вешали на одежду шамана или ставили на почетное место в жилище во время камлания.

      О масках народов,  живущих в низовьях Амура, известно немногое. У Нанайцев они существовали до нач. ХХ в.  Удэгейцы использовали маски изредка и лишь шаманы вплоть до сер. ХХ в. Шаманская маска – «Хамбаба» (с Удэгейского  «хозяин тайги») – могла быть плоской, объемной либо шлемоподобной, антропоморфной или зооморфной. Эту маску вырезали из дерева специальные мастера, затем покрывали лицевую часть золой ясеневого дерева, отчего она приобретала коричневый оттенок. Щеки и губы красили красной краской, брови – черной. На маску «Хамбаба» наносили татуировку, привешивали украшения, по краям обводили черной полосой, символизировавшей медвежий мех. Что удивительно, название этой маски сходно по звучанию и смыслу с Шумерской маской «Хумбаба» (см. Маски Шумерских Богов).

К маскам прикрепляли изображения «змей» – символа крепости и силы, «лягушек» – пожелание счастья и удачи. Шаман «оживлял» маску, буквально «вдувая» в нее свои жизненные силы. Их надевали для устрашения, когда было необходимо отпугнуть духов болезней, смерти, злых духов, приносящих несчастье и неудачу на промысле. Шаман скрывал под маской свое лицо перед хозяином «нижнего» и «верхнего» мира. Также маска  делала шамана невидимым для злых духов.

     Хранили маски в берестяном чехле, рядом с ритуальным костюмом шамана. Некоторые маски Удэгейцев помимо обрядового назначения иногда служили игрушками для детей.

      А маски Кумандинцев (народ живущий в Алтайском крае), подобно Ханты-мансийским, делали из бересты. В основном они изображали мифического персонажа «Кочо-кана» (фото) – по одной из версий - олицетворения жизненных сил и сына небесного божества «Ульгеня» (шаманы камлали в масках во время жертвоприношений «Ульгеню»).

Маски Шорцев (тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири) близки Кумандинским, но их надевали не только при камланиях, а так же при ритуале изготовления нового бубна.

 Шаманы западных Тувинцев, по всей видимости, не пользовались лицевыми масками, а прикрепляли деревянный «маскоид» к головному убору, иногда их было два – один спереди, другой сзади. По разным версиям, это были вместилища духов-предков шамана либо его хранителей.

У Чукчей маски делали из кожи. Антропоморфные маски использовались во время праздника в честь «Керектуна» – духа-хозяина моря. Волосяные маски называли так  из-за взлохмаченных пучков меха на «лице» и на деревянном обруче вокруг.

У Эскимосов маски шили из кожи нерпы и украшали султанами белого медвежьего меха. Мужчины надевали их на праздники хозяина моря «Касака» и Кита «Полья». Изредка вместо масок раскрашивали сажей лицо. Эскимосскую шаманскую маску, изображавшую «Касака», надевали во время камлания, когда шаман просил хозяина животных о ниспослании хорошей охоты. Обруч и перья на маске (иногда только перья) указывали на небесное происхождение «Касака».

У Коряков были деревянные антропоморфные маски-личины (как хорошо проработанные, так и сделанные грубо). Скорее всего они использовались в обрядах изгнания злых духов «Калас» из зимних жилищ, а иногда во время праздничных пантомим. По форме корякские маски были овальные или заостренные книзу, типичная их особенность – маркирование растительности на лице. Оленные Коряки делали кожаные маски, изображающие злых духов-каннибалов, которыми пугали непослушных детей. Во время разделки китовой туши Коряки надевали на голову кита травяную маску, чтобы он не видел кровавой процедуры.

У Алеутов (коренное население Алеутских островов) известны деревянные погребальные маски, их клали вместе с умершим знатным человеком или шаманом. Шаман активно пользовался своей «погребальной» маской в течение жизни. Некоторые Алеутские маски сделаны так, чтобы человек во время обряда мог удерживать ее на своем лице, зажав зубами. Часть алеутских масок символизируют духов шамана и выглядят  фантастично, другие же представляют собой реальные изображения человеческих лиц.

Национальный костюм и униформа

Категория: Изготовление масок | Добавил: Evg7038 (22.12.2012)
Просмотров: 15785 | Комментарии: 2 | Теги: Маски, Шорцы, Нанайцы, Эскимосы, Алеуты, История, традиции, Коряки, Кумандинцы, Культура | Рейтинг: 5.0/20
Всего комментариев: 1
1 JasonTom  
0
<a href=https://www.cafemumu.ru/>mumu</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Расскажите о нас
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Происхождение масок [2]
Истории масок [3]
Виды (названия) масок [2]
Афоризмы и пословицы о масках [9]
Изготовление масок [1]
Предназначение масок [4]
Поиск
На сайте:

Итальянские маски

Маска - "Гпелие"

Маски (Высоцкий)

Дворец тысячи масок

Предназначение Маски

Маски Африки – значение цвета.

Маски Африки - значение в танцах

Маски Варненского некрополя

Маска - что же это такое?

Афоризм

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 27
Статистика
Яндекс.Метрика
Статистика
Новости археологии
тИЦ
Проверка PR и ТИЦ

  • image01
    Маски Африки
  • image02
    Маски Японии
  • image03
    Маски Древних цивилизаций
  • image04
    Маски Севера