Маски народов Севера
Для народов Севера «маски» имели ритуальное значение. Они надевались участниками шаманских, промысловых, праздничных, а также иных обрядов и несли в себе идею преображения человека в иное существо – животное, духа, предка. Маски передавали определенное состояние участвующего в обряде человека. Об использовании народами Сибири масок упоминается во 2-м 1-м тыс. до н.э.
Наиболее древними считаются маски, которые использовались для обрядов. И от них, скорее всего, ведут свое происхождение «шаманские маски», которые выделяются в отдельную группу.
Изготовление масок было прерогативой мужчин и специальных мастеров. Маски выполнялись из самых различных материалов: из дерева, бересты, красной меди, кожи, сукна, рогов и меха и прочих материалов
Для отдельных частей нередко использовались разные материалы. Часто в деревянных масках в прорезанные отверстия вставляли глаза из кусочков кости или бусин. Аналогичным способом делались и зубы – деревянные или костяные (маски эскимосов). Волосами служила кожа с медвежьим, козьим мехом, усы и борода – пучки шерсти.
Ханты и Манси во время «медвежьего праздника» использовали берестяные маски с длинным носом, а к некоторым пришивали кусочки меха – в качестве бороды и усов.
У Ненцев большеземельской тундры антропоморфные маски делали из сукна. Такие маски употребляли шаманы во время камланий. Надевая маску шаман преображался в своего духа-покровителя.
Весьма разнообразны Эвенкийские маски из кожи, а так же из дерева, которые раскрашивали, к ним прикрепляли длинную бороду, к некоторым маскам приторачивали тесемки, ремешки для удержания их на голове (иногда маски присоединялись к головному убору). В XIX–XX вв. у Эвенков появились кованые железные и жестяные Маски. Антропоморфные «маски-личины» у Эвенков использовали лишь шаманы.
На фото «Маска-личина». Дерево. Буряты. XIX в. Маска изображает легендарного шамана по имени Борто, считавшегося великим шаманом бурят и покровителем одного из их родов. Её хранили как сильного помощника в домах и регулярно "кормили" жирным мясом.
Такие маски исполнялись достаточно грубо и на вид были очень ужасны. Маски-личины должны были внушать страх и изображали духа, вселившегося в шамана. Обычай камлать в масках у Эвенков исчез, скорее всего, к середине XIX в., но маски сохраняли значение священного предмета культа. Таким образом их вешали на одежду шамана или ставили на почетное место в жилище во время камлания.
О масках народов, живущих в низовьях Амура, известно немногое. У Нанайцев они существовали до нач. ХХ в. Удэгейцы использовали маски изредка и лишь шаманы вплоть до сер. ХХ в. Шаманская маска – «Хамбаба» (с Удэгейского «хозяин тайги») – могла быть плоской, объемной либо шлемоподобной, антропоморфной или зооморфной. Эту маску вырезали из дерева специальные мастера, затем покрывали лицевую часть золой ясеневого дерева, отчего она приобретала коричневый оттенок. Щеки и губы красили красной краской, брови – черной. На маску «Хамбаба» наносили татуировку, привешивали украшения, по краям обводили черной полосой, символизировавшей медвежий мех. Что удивительно, название этой маски сходно по звучанию и смыслу с Шумерской маской «Хумбаба» (см. Маски Шумерских Богов).
К маскам прикрепляли изображения «змей» – символа крепости и силы, «лягушек» – пожелание счастья и удачи. Шаман «оживлял» маску, буквально «вдувая» в нее свои жизненные силы. Их надевали для устрашения, когда было необходимо отпугнуть духов болезней, смерти, злых духов, приносящих несчастье и неудачу на промысле. Шаман скрывал под маской свое лицо перед хозяином «нижнего» и «верхнего» мира. Также маска делала шамана невидимым для злых духов.
Хранили маски в берестяном чехле, рядом с ритуальным костюмом шамана. Некоторые маски Удэгейцев помимо обрядового назначения иногда служили игрушками для детей.
А маски Кумандинцев (народ живущий в Алтайском крае), подобно Ханты-мансийским, делали из бересты. В основном они изображали мифического персонажа «Кочо-кана» (фото) – по одной из версий - олицетворения жизненных сил и сына небесного божества «Ульгеня» (шаманы камлали в масках во время жертвоприношений «Ульгеню»).
Маски Шорцев (тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири) близки Кумандинским, но их надевали не только при камланиях, а так же при ритуале изготовления нового бубна.
Шаманы западных Тувинцев, по всей видимости, не пользовались лицевыми масками, а прикрепляли деревянный «маскоид» к головному убору, иногда их было два – один спереди, другой сзади. По разным версиям, это были вместилища духов-предков шамана либо его хранителей.
У Чукчей маски делали из кожи. Антропоморфные маски использовались во время праздника в честь «Керектуна» – духа-хозяина моря. Волосяные маски называли так из-за взлохмаченных пучков меха на «лице» и на деревянном обруче вокруг.
У Эскимосов маски шили из кожи нерпы и украшали султанами белого медвежьего меха. Мужчины надевали их на праздники хозяина моря «Касака» и Кита «Полья». Изредка вместо масок раскрашивали сажей лицо. Эскимосскую шаманскую маску, изображавшую «Касака», надевали во время камлания, когда шаман просил хозяина животных о ниспослании хорошей охоты. Обруч и перья на маске (иногда только перья) указывали на небесное происхождение «Касака».
У Коряков были деревянные антропоморфные маски-личины (как хорошо проработанные, так и сделанные грубо). Скорее всего они использовались в обрядах изгнания злых духов «Калас» из зимних жилищ, а иногда во время праздничных пантомим. По форме корякские маски были овальные или заостренные книзу, типичная их особенность – маркирование растительности на лице. Оленные Коряки делали кожаные маски, изображающие злых духов-каннибалов, которыми пугали непослушных детей. Во время разделки китовой туши Коряки надевали на голову кита травяную маску, чтобы он не видел кровавой процедуры.
У Алеутов (коренное население Алеутских островов) известны деревянные погребальные маски, их клали вместе с умершим знатным человеком или шаманом. Шаман активно пользовался своей «погребальной» маской в течение жизни. Некоторые Алеутские маски сделаны так, чтобы человек во время обряда мог удерживать ее на своем лице, зажав зубами. Часть алеутских масок символизируют духов шамана и выглядят фантастично, другие же представляют собой реальные изображения человеческих лиц.
|